Послевоенное восстановление промышленного хозяйства в Астрахани

Май 1945. Отсверкали по всей стране праздничные и победные салюты, отгремел марш победителей, бросивших к подножию мавзолея знамёна поверженного врага, схлынула волна ликования. Страна-победительница встретилась с проблемой необычайной разрухи и запустения, нужно было восстанавливать из руин сотни городов и посёлков, тысячи деревень и сёл, строить новые заводы, фабрики и электростанции взамен разбомбленных, совхозы и колхозы также требовали огромных вложений в себя. Возвратившиеся домой, недавние фронтовики, женщины, все они взялись за дело. Так в ближайшее пятилетие после окончания самого масштабного военного конфликта столетия, страна превратилась в гигантскую стройку, в гигантский производственный цех, покрылась строительными лесами. Все это потребовало напряжения всех сил народа. Не исключением в этом процессе стала астраханская земля, здесь партия и правительство поставило перед населением задачу восстановления региона после потрясений войны. 

Астрахань, к счастью, миновала участь Сталинграда, город не был разрушен во время войны, однако это не означало, что в сфере промышленного производства здесь было все безоблачно и благополучно. Так весьма большой урон  был нанесен и всем видам хозяйства Астраханской области: более 6000 заданий и сооружений лежали в руинах или были повреждены войной, примерно 700 единиц подвижного состава, 290 единиц судов, несколько станций нефтеперегонки, погибло несколько десятков тысяч голов крупного и мелкого скота. В денежном эквиваленте прямой ущерб народному хозяйству области по различным оценкам составляет от 391,5 млн. до 870,6 млн. руб. Наблюдался довольно большой спад уровня промышленного производства связанный с оттоком (на фронт в частности) квалифицированных и высококлассных промышленных работников (инженеров, рабочих). Во время войны места последних часто занимали женщины и дети, производительность труда которых была сравнительно меньшой. Кроме того, встала проблема морального и физического устаревания промышленно оборудования предприятий области. Количество выпускаемой в области машиностроительной продукции снизилось на 10 % в сравнении с довоенным уровнем её производства,  уровень соледобычи  упал практически на четверть (на 23%), произошло катастрофическое падение уровня выработки в деревообрабатывающей отрасли (на 67%). Крайне сильно сократился автомобильный парк местной промышленности, если до войны на счету предприятий находилось около 170 автомашин, то к концу войны их насчитывалось всего 26 штук, техническое состояние которых оставляло желать лучшего. Даже ведущая для региона отрасль рыбодобычи  сократила объём производства с 12-13 до 10 миллионов пудов в год (показатель 1946 года). Главной проблемой было то, что в военное время не ассигновались средства на модернизацию и развитие промышленности области. Отсутствие поддержки больно ударило по показателям выработки. Вот ещё один любопытный факт, за годы войны астраханские рыбопромышленные производства потеряли около трети своего флота, даже береговые сооружения обветшали.  Судоремонтые заводы перестали эффективно справляться со своими задачами. И что уж совершенно удивительно, во всей области не осталось ни одной автомастерской. Все вышеозначенные факторы приводили к росту трудовой нагрузки на предприятиях, сильно возросла травматичность на производстве, увеличилось число аварий.

Однако динамика изменения на протяжении уровня промышленного производства в области была неоднородной. В начале войны масштабы производства сильно сократились, но уже в период с 1944 до 1945 годы наблюдался устойчивый рост. Он (рост) был обусловлен изменением экономической политики, так как ЦК ВКП(б) и СНК СССР 21 августа 1943 года издал постановление «О постоянных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Руководство страны ясно взяло курс на восстановление хозяйственной жизни на освобождённых от оккупантов районах страны, должно было начаться восстановление речного и морского флота, восстановление разрушенного жилого фонда городов и посёлков, восстановление заводов и фабрик. 18 июля 1944 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял документ под названием «О первоочередных мероприятиях по восстановлению и развитию хозяйства Астраханской области». Содержание документа состояло в том, что в нём ставилась обширная задача восстановления всех основных отраслей народного хозяйства области, Главное же значение постановления состояло в том, что намеченная программа предполагала финансирование данных работ, а в денежных и материальных капиталовложениях областная промышленность нуждалась весьма остро. Осложняла выполнение положений постановления необходимость оказания финансово-экономической помощи другим регионам страны. Так более тысячи человек из нашего края были направлены на восстановление сталинградского тракторного завода, многие тысячи голов скота были переданы сельскому хозяйству области-соседа, кроме того, астраханские предприятия обязывались проводить сверхурочные работы по производству строительного инструмента, направляемого в соседний разрушенный город.  Вскоре после издания постановления по восстановлению астраханского хозяйства произошли положительные подвижки, так к 1945 году началось восстановление завода им. Ленина, подразделений железной дороги, транспортных судов, нефтебаз, предприятий пищевой промышленности. В Астрахани даже начали строиться и открываться новые предприятия, в частности появился новый мотороремонтный завод. Но все эти положительные сдвиги не могли совершенно поменять положения, уровень производства по-прежнему не достигал довоенных объёмов. Да и в следующем 1946 году, не смотря на огромное напряжение сил, объём производства довоенного 1940 года превышал выработку 1946 года на целых 23%. 

18 марта 1946 г. Верховным Советом СССР был принят «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.», в соответствии с этим документом, объём промышленного производства во всём Союзе должен был возрасти более чем в два раза, кроме того, упор делался на развитие предприятий группы «А». Такая тяжёлая задача требовала максимально возможного напряжения сил всей страны, поэтому, бесконфликтно и гладко этот план не мог быть реализован. Наши земляки в те годы произвели яркие свершения, важные для города, так, в 1947 году был осуществлён пуск ГРЭС в городе Астрахани, кроме этого, было завершено строительства постоянного железнодорожного моста через реку Волгу, связавшего правобережную и левобережную части города (1949 год). Всё набирало обороты промышленное и инфраструктурное строительство. Например, в 1946 году было начато сооружение аэропорта, далее была построена Астраханская телефонная станция, которая была рассчитана на 6000 номеров, велась масштабная реконструкция крупных астраханских заводов и фабрик. Так были перестроены, реконструированы и модернизованы такие судостроительные заводы как «III-й Интернационал», судоверфь имени С.М Кирова, завод «Красные баррикады». Было начато сооружение новых предприятий лёгкой и пищевой промышленности. Местная партийная организация инициировала геологическую разведку и разработку планов добычи и использования  природного газа в нашем крае. Работы эти начались уже в победном 1945 году. Огромное внимание в области уделялось развитию рыбной промышленности, одной из ведущих в нашем крае. Модернизировалось промышленное оборудования, вводилось в производство новые наименования продукции. Однако и в рыбопромышленной  сфере в годы первой послевоенной пятилетки план выработки не выполнялся на 100%. Однако по области производство валовой продукции в промышленности за годы 4-й пятилетки превысило довоенный уровень на 51,5%.

В заключение хочется сказать, что народ нашей страны, переживший ужасы самой страшной в истории войны, совершил двойной подвиг, кроме победы над внешним врагом, в кротчайшие сроки он смог победить и основную массу её (войны) последствий. Была преодолена тотальная разруха, налажено производство товаров мирного назначения, шаг за шагом восстанавливалась мирная сельская и городская жизнь, налаживался быт.

Нам людям 21 века весьма сложно представить ту неустроенность, трудности, самоотверженность и подъём послевоенного периода. Кроме всего прочего, не стоит забывать и о том, что Советский союз в результате войны потерял множество мужественных и отважных людей, на плечи государства легла тяжкая ноша заботы об инвалидах и сиротах, всё это отнюдь не облегчало восстановительный труд.

Список использованной литературы:

  1. Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М., 1947
  2. Д.А. Шевчук. История экономики. 2009
  3. История Астраханского края: Монография. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с.
  4. Кравченко Г. С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941— 1945 гг.). М., 1970
  5. Панин И.И. Астраханская область в годы Великой Отечественной войны. – Астрахань: ГП «Издательско-полиграфический комплекс «Волга», 1995 г. – 160 с.
  6. Советская военная энциклопедия (в восьми томах), 1-й том, 1990, Москва, Военное издательство.
  7. Храмкова Е. Л. Экономика России периода Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.: Историография проблемы. Самара, 1996

Авторы статьи: студенты 3-го курса исторического факультета АГУ – Долин А.А., Мулдагалиева А. А.